Главное меню:
Предлагаю Вашему вниманию кое что из того, что иногда лезет в голову помимо воли, что удаётся запомнить, и, самое главное, зафиксировать!
Пришло мне липо с голот
мереть, липо ушитель.
Адам Адамыч Вральман
(Д.И. Фонвизин, «Недоросль»)
Завидую… Всем завидую. Нет, не в том смысле. Завидую предшественникам. Уж как ругали дореволюционную школу. Латынь с греческим, кондуит с «безобедами», Беликов с Передоновым, зубрёжка, Камчатка, единица с двумя минусами… Кстати, давно ли вы видели «единицу»? А в классном журнале? То-то! Скоро и о двойках забудем. А вот в гимназии и Соловьёв с Ключевским учились, и Менделеев с Бутлеровым, и Блок с Маяковским. И ничего, вроде. Да и Владимир Ильич с Надеждой Константиновной тоже не церковноприходскую заканчивали. И ведь не двоечники были. Чем же Крупской так гимназии помешали? Между прочим, в каждом классе был освобождённый от преподавания классный наставник, занимавшийся только, как сейчас принято говорить, воспитательной работой и получавший столько же, сколько преподаватель. А зарплата преподавателя реально соответствовала зарплате госчиновника – ведь ставка рассчитывалась не от количества уроков, а от чина по Табели о рангах. А о переборе часов и речи быть не могло. Потому и была профессия почти чисто мужской: жена домом и детьми занимается, а супруг деньги зарабатывает, да не задумывается, как бы до получки дотянуть. При такой жизни и детсады не нужны. Никогда больше учитель у нас не был поднят на такую высоту.
Впрочем, не всё было так плохо и при Советской власти. «Старика Хоттабыча» помните? Не самый плохой ученик шестого класса имел вполне реальный шанс «завалить» экзамен по географии. Нынешним детям не понять: их деды экзамены в каждом классе сдавали! Их могли оставить на второй год!!! И сиди, дорогой товарищ, хоть по три раза в каждом классе. А потом дуй в ФЗУ и получай рабочую профессию. Жестоко? Может быть, только вот даже среди нынешних пожилых руководителей среднего звена хватает бывших ФЗУшников. Там мозги быстро вправляли. А потом армия, институт, карьера. Система работала, причём весьма эффективно.
Сравните: педагог в Древней Греции – это раб, сопровождавший хозяйских пацанов в школу. А Учитель? Именно так переводят в каратэшных боевиках японское понятие «сенсей». Индийский «гуру» из той же оперы. Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт. В общем, долой пЭдагога, да здравствует Учитель. Да вот, только, похоже, все мы – педагоги. Это всем нам бывший двоечник Вовочка, проносясь мимо на шикарной иномаре и обдав грязью, пренебрежительно предлагает засунуть подальше свою историю (физику, алгебру, биологию, русский и т.п.). Да и успешные в жизни выпускники-отличники относятся к нам свысока. «Вы всё там же?», - спрашивают с оттенком лёгкого сочувствия, замешанного на пренебрежении...
Когда ребёнку говорят: «У меня на тея зла не хватает», это значит, что не хватает добра....
Давно замечено, что рядовой обыватель твёрдо убеждён, что самые лёгкие в мире занятия – лечить и учить. Почему болеем? Ясно, врачи плохие. Почему сынишка двойки таскает? Учителя глупые. Каждый даёт советы. Каждый ругает здравоохранение и образование. Масса негатива летит с телеэкрана. То тут недоглядели, то там недоучили… Даже уважаемый мной М.Н. Задорнов туда же: как всё замечательно было раньше, наше образование было лучшим в мире, а сейчас что? Напридумывали там чего-то. В общем, айда назад, в светлое прошлое…
Ну раз уж я историк, так об истории и поговорим. Помнится, в восемнадцатом, да и в первой половине девятнадцатого века наша русская армия была непобедима. Всех били: и турок, и персов, и шведов, и поляков, великого Наполеона, и того разгромили. А сейчас что? С кучкой террористов справиться не могут. Так рассуждает наш знакомый обыватель. А мы ему рецепт по-задорновски. Введём рекрутскую повинность, вооружим кремнёвыми ружьями, оденем в разноцветные мундиры и вперёд. «И всех победю!». Смешно? В том-то и дело, что нет возврата к прошлому. Когда-то наше образование действительно было лучшим, но пока мы, раздуваясь от гордости, считая себя самыми умными и образованными, стояли на перроне, поезд общества ушёл далеко вперёд. Мир изменился и меняется постоянно. И теперь наша задача – осознать эти изменения и создать такую ситуацию, чтобы ученики научились действовать в этом меняющемся мире.
Интересно, а что будет, если волшебным образом исполнится голубая мечта учителей: поднимут нам зарплату в сотни раз (мечтать, так мечтать!), и станет наша профессия по престижности в один ряд даже не с юристами-экономистами, а с киноактёрами и дипломатами. Здорово? И что будет? А будет Ж-А. Российскому образованию придёт полный и окончательный трындец. Почему? Всё просто: всевозможные «мажоры» пойдёт не в МГИМО, а в пед, конкурс в будет - не пробиться, по сто человек на место. Нормальному человеку, мечтающему действительно «сердце отдать детям» об учительской профессии можно будет и не мечтать. И всё. Через несколько лет «старики» вымрут (не в физическом смысле, конечно), а их место займёт золотая молодёжь. Уж она научит...
Конечно, так не будет. Не станет наша профессия престижной для них. Не пойдут они в школу. Они скоро возьмут в свои крепкие руки штурвал государственной машины. Вот тогда точно трындец!